Рекомендации к ведению беседы с подростком, находящимся в кризисной ситуации
При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:
- Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
- Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
- Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
- Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
- Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Во время разговора не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
- Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к нему.
- Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда он перестанет говорить.
- Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии
Если ребенок говорит: «ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?
- Кто в твоей жизни наиболее важен и дорог?
- Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Когда я был в твоем возрасте…
- Не ленись, займись делом!
Если ребенок говорит: « Я расстроен, все кажется таким безнадежным…»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь;
- Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что- либо изменить, но потом это состояние проходит;
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе;
- Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу;
- Хватит ныть;
Если ребенок говорит: « Я совершил ужасный поступок…»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- Давай сядем и поговорим об этом;
- Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь;
- Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации;
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Надо было сначала думать, а потом делать;
- Что посеешь, то и пожнешь;
Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня1»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- Кому именно?
- На кого ты обижен?
- Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом
Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- Что я должен понять? Я действительно хочу знать. Для меня это важно;
- Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Я очень хорошо тебя понимаю;
- Кто же может понять современных детей? Мы были другие;
Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»
Рекомендуемые варианты ответов для учителя:
- Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное;
- Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удалось с ними справиться?
Нерекомендуемые варианты ответа:
- Если не получится – значит ты недостаточно постарался!