Skip to main content

Рекомендации к ведению беседы с подростком, находящимся в кризисной ситуации

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

 

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Во время разговора не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к нему.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда он перестанет говорить.
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.

 Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

 Если ребенок говорит: «ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?
  • Кто в твоей жизни наиболее важен и дорог?
  • Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Когда я был в твоем возрасте…
  • Не ленись, займись делом!

 

Если ребенок говорит: « Я расстроен, все кажется таким безнадежным…»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь;
  • Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что- либо изменить, но потом это состояние проходит;

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе;
  • Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу;
  • Хватит ныть;

 

Если ребенок говорит: « Я совершил ужасный поступок…»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • Давай сядем и поговорим об этом;
  • Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь;
  • Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации;

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Надо было сначала думать, а потом делать;
  • Что посеешь, то и пожнешь;

 

Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня1»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • Кому именно?
  • На кого ты обижен?
  • Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом

 

Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • Что я должен понять? Я действительно хочу знать. Для меня это важно;
  • Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Я очень хорошо тебя понимаю;
  • Кто же может понять современных детей? Мы были другие;

 

Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»

Рекомендуемые варианты ответов для учителя:

  • Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное;
  • Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удалось с ними справиться?

Нерекомендуемые варианты ответа:

  • Если не получится – значит ты недостаточно постарался!