Skip to main content

Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА: структура, оформление, защита

Пособие для учащихся специальности 2-88 02 31 "Спортивно-педагогическая деятельность"

издание рассмотрено и рекомендовано цикловой комиссией учреждения образования "Брестское государственное областное училище олимпийского резерва"

Составители: кандидат педагогических наук, доцент А.И.Софенко; кандидат педагогических наук, доцент Э.А.Моисейчик

Под редакцией: директора Брестского государственного областного училища олимпийского резерва Ю.В.Питерского

Рецензент: кандидат педагогических наук Н.В. Орлова

Пособие устанавливает общие требования к структуре. оформлению и защите курсовых работ по предмету "Основы теории и методики спортивной тренировки",

выполняемые в УО "Брестское государственное областное училище олимпийского резерва".

Предназначено учащимся 2 курса и преподавателям, руководителям курсовых работ.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа является одним из видов учебной работы, предусмотренной типовым учебным планом, и выполняется по предмету «Основы теории и методики спортивной тренировки». По своему содержанию работа носит учебно-исследовательский характер и должна отражать умение учащихся работать с источниками информации.

Написание курсовой работы должно базироваться на изучении:

- законов, постановлений правительства Республики Беларусь в области физической культуры и спорта;

- нормативных и методических документов, материалов, отражающих современное и прогнозируемое состояние науки в области спорта;

- литературы по физическому воспитанию и спорту;

- практического материала, экспериментальных и статистических данных, а также настоящих методических указаниях.

Основными источниками информации, при написании курсовой работы, являются статьи журналов и сборников, статьи энциклопедических словарей и справочников, брошюры, книги, методические рекомендации и указания, учебники и учебные пособия, монографии, диссертации по физическому воспитанию и спорту.

Курсовая работа может быть:

- теоретическая, выполненная на основе анализа, обобщения и критической оценки специальной литературы;

- эмпирическая, выполненная на основе изучения и обобщения передового спортивного практического опыта.

Независимо от типа, работа должна содержать обобщённые данные источников информации по выбранной теме. В её тексте необходимо применяться термины общепринятые в научно-методической литературе по физическому воспитанию и спорту. Работа должна быть написана грамотно, доступным и доходчивым языком. Стиль письменной речи - безличный монолог, т. е. изложение должно вестись от третьего лица.

Курсовая работа представляет собой самостоятельно написанную работу учащимся, осуществляемую под руководством преподавателя. Руководитель курсовой работы утверждается цикловой комиссией.

УТВЕРЖДЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ТЕМЫ

Тематика курсовых работ ежегодно разрабатывается (обновляется) преподавателем, ведущим предмет «Основы теории и методики спортивной тренировки» и утверждается цикловой комиссией. Тематика работ должна:

- соответствовать содержанию лекционного курса и практических занятий;

- способствовать решению конкретных задач практики спорта;

- обеспечивать формирование у учащихся всей совокупности знаний, умений и навыков, предусмотренных в образовательном стандарте и учебных программах дисциплины «Основы теории и методики спортивной тренировки».

Преподаватель, ведущий дисциплину, предлагает учащемуся тему курсовой, с учётом его специализации. Однако учащийся вправе сам предложить тему, с обоснованием целесообразности её выбора.

Одновременно с выбором темы, учащийся заполняет бланки «Задание на курсовое проектирование» и «Индивидуальный план написания курсовой работы». В них указываются тема, задачи, методы, сроки начала выполнения работы и её этапов, а также окончательный срок сдачи и защиты курсовой. Пример заполнения бланков приводится в приложениях А и Б. Сроки консультаций оговариваются с каждым учащимся индивидуально.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Работа с литературой состоит из выбора источников информации и их чтения. Выбор источников информации происходит:

- по рекомендации руководителя работы;

- самостоятельно, из списка, имеющегося в библиотеке училища;

- с помощью тренера.

В любом случае список литературных источников согласовывают с руководителем работы. Предпочтение отдаётся литературе изданной после 1980 года.

Чтение выбранной литературы, бывает трёх основных видов: просмотровое, ознакомительное и изучающее. Обязательное условие, при любом виде чтения, ведение записи. Их следует делать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник (название, глава, страница, абзац, стока). Ведение записи способствует лучшему восприятию и пониманию прочитанного и позволяет сократить время на поиск необходимого текста, при повторном обращении к источнику.

Просмотровое (предварительное) чтение даёт самое общее представление о содержании источника.

Начинать надо с заголовка, являющегося исходной смысловой точкой чтения, важной для дальнейшего понимания содержания текста. Далее следует обратить внимание на фамилию автора, время издания (год), аннотацию и оглавление.

Такой вид чтения позволяет ориентироваться в общей композиции источника и понять, стоит ли использовать его в дальнейшей работе.

Ознакомительное (поисковое) чтение это поиск и выделение текста в источнике, необходимого для написания курсовой работы. Такой вид чтения позволяет:

- понять общее содержание текста;

- разделить весь текст на две части, содержащие основную и вспомогательную информацию;

- при наличии в нескольких источниках повторяющейся информации, выбрать тот вариант, где основная информация выражена более полно и чётко;

- определить, какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и какой информацией дополнит его второй, третий и т.д. текст прочитанных источников;

- объединить получившиеся фрагменты текста в соответствии с оглавлением.

Основная информация источника имеет главное значение для написания работы, а вспомогательная, для её написания, почти не используется. Ознакомление с каждой из частей происходит в самом общем виде.

Изучающее чтение это тщательная проработка и осмысление выбранного текста, способствующее полному пониманию и освоению содержащейся в них информации.

Особое внимание следует обращать на абзацы текста, которые служат указателями перехода автора от одной мысли или темы к другой. Производится анализ и оценка их информации, что позволяет определить предложения или сочетания слов, несущие основную смысловую нагрузку в текстах.

Необходимо обращать внимание на первые предложения выбранного абзаца. Именно в них, чаще всего, содержится ответ на вопрос «О чём сообщается в данном абзаце читаемого текста?».

Следует обратить внимание и на последние предложения абзаца, так как в них содержатся сведения, уточняющие и конкретизирующие содержание абзаца (результаты, комментарии, выводы к ним).

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РАБОТЫ

Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

Титульный лист - первая страница курсовой работы, на которой приводятся следующие сведения:

1) полное наименование училища;

2) тема работы;

3) предмет, по курсу которого выполняется работа;

4) фамилия и инициалы, курс, группа учащегося;

5) фамилия и инициалы преподавателя;

6) место (город) и год написания.

Пример оформления титульного листа приведён в приложении В.

Оглавление включает наименование всех заголовков структурных элементов курсовой работы, начиная с введения. Указываются страницы, с которых начинаются эти элементы. Пример составления оглавления приведён в приложении Г.

Введение должно содержать: обоснование выбора темы (актуальность); цель и задачи; метод или методы исследования; перечисление структуры курсовой работы, а также количество использованных литературных источников. Объем введения составляет одну страницу.

Обоснование выбранной темы. Следует показать необходимость выбранной темы: кому и для чего понадобится выполняемая курсовая, т.е. её теоретическая и практическая значимость в спорте (актуальность). Основными признаками актуальности темы являются:

- общий интерес со стороны тренеров;

- потребность практики спорта в обучении, воспитании и тренировке лиц разного пола, возраста и подготовленности на современном этапе.

Цель курсовой работы формулируется предельно точно, выражая то, что должно быть, достигнуто учащимся в итоге написания курсовой. Основными целями работы могут быть:

- анализ и обобщение литературы по избранной теме;

- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний по избранной теме;

- овладение навыками познавательной деятельности;

- решение различных задач по теории и практике спортивной тренировки.

Например: Целью курсовой работы явилось расширение теоретических знаний по совершенствованию системы соревновательной деятельности юных прыгунов в длину.

Постановка задач курсовой работы проводится путём указания того, что нужно узнать, обобщить, установить и т.п. для достижения поставленной цели. Количество задач в работе две-три. Задачи необходимо формулировать в форме перечисления, конкретизируя цель курсовой работы. Например:

1. Обобщить практический опыт соревновательной деятельности прыгунов в длину разного возраста и квалификации.

2. Изучить особенности ведения соревновательной борьбы юными прыгунами.

3. Определить соотношение удачных и неудачных попыток у юных прыгунов II-I разрядов.

Перечислить все методы исследования, используемые при написании курсовой работы, и при необходимости дать им краткую характеристику. Наибольшее распространение в спорте получили следующие методы:

1) анализ научно-методической литературы, документальных материалов;

2) педагогические наблюдения;

3) беседа, интервью, анкетирование;

4) контрольные испытания;

5) хронометрирование;

6) педагогический эксперимент;

7) математико-статистические методы.

Структура и объем курсовой работы приводятся в последнем абзаце введения, начинающемся со слов: «Курсовая работа состоит из ...». Перечисляются все структурные элементы (введение, количество имеющихся глав, заключение), а также количество таблиц, иллюстраций, использованной литературы и указывается полный объём страниц работы.

Основная часть курсовой работы должна состоять из двух-трёх глав, при необходимости делящиеся на разделы. Заголовки глав и разделов должны точно соответствовать теме работы, но не совпадать с её общим названием. Содержание работы должно полностью раскрывать тему курсовой. В нём последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрываются поставленные перед работой задачи. Как правило, решению каждой из задач посвящается одна из глав. Необходимо включать в тест основной части цифровой материал, таблицы и иллюстрации, помогающий раскрыть основное содержание темы.

В курсовой работе теоретического типа основная часть должна содержать главы, описывающие решение поставленных задач. А в работе эмпирического типа, основная часть должна содержать:

1) главу, с анализом литературных источников по теме работы;

2) главу, представляющую результаты изучения и обобщения передового практического опыта, связанного с темой курсовой работы.

Каждая глава заканчивается констатацией итогов, которые соответствуют цели и задачам работы. Итогам посвящается последний абзац главы, начинающийся словами «Итак...», «Таким образом...», «Следовательно...» и т.п. Общий объём основной части составляет 10-15 страниц.

В заключении на основе итогов по главам должны быть изложены краткие, конкретные выводы. Количество выводов должно быть не менее количества задач, поставленных перед курсовой работой. Объём заключения составляет одну страницу.

В список использованной литературы включается только та литература, которая использовалась в тексте при написании курсовой работы. Количество используемых источников должно быть не менее 10. 8

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст курсовой работы необходимо правильно оформить. Это отражает общую культуру автора и его умение работать с источниками информации.

Излагаемый материал печатается на листах формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. Его следует располагать по всей ширине листа, соблюдая следующие размеры полей: левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 25 мм и нижнее 20 мм. Расстояние между строками составляет один интервал. Печать производится шрифтом Times New Roman 14 размера, четкого и черного цвета. Размер абзацного отступа по всему тексту работы должен составлять 0,8 см. Общий объем курсовой работы составляет от 15 до 20 страниц в компьютерном исполнении.

Наименования «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», названия глав являются заголовками структурных элементов курсовой работы, которые печатаются прописными буквами по центру текста, без переноса слов, точки в конце и не подчёркиваются.

Каждый заголовок структурного элемента курсовой работы начинается с нового листа. Расстояние между заголовками структурных элементов и текстом составляет два интервала. Заголовки таблиц, названия иллюстраций печатаются строчными буквами (первая буква прописная).

Вся нумерация страниц в тексте работы сквозная и производится арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, второй - оглавление. Они включаются в общую нумерацию страниц, однако номер на них не ставят. Номер проставляется с третьего листа, в средине его верхней части цифрой 3, без знака N и точки в конце.

Заголовки структурных элементов реферата: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и название основной части не нумеруют. Номер глав располагается после слова «Глава» и далее приводится заголовок главы, без точки в конце (приложение Г).

Таблицы и иллюстрации нумеруются в отдельности, последовательно в пределах всего текста.

Таблица - форма организации материала в тексте издания, при котором систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и граф и строк.

Таблица состоит из следующих элементов: порядковый номер и заголовок, головка, заголовок граф, подзаголовок граф, строки, боковик, графы.

Надпись «Таблица» с указанием ее номера помещают в левой части строки перед заголовком таблицы. Располагают заголовок над табли-

цей, симметрично тексту и пишется строчными буквами (первая буква прописная).

Гоповка - верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф.

Заголовок граф начинается с прописной буквы, а подзаголовок - со строчной, если он составляет одно предложение с заголовком графы.

Подзаголовки граф, имеющие отдельное название, пишутся с прописной буквы.

Строка - ряд данных в таблице, расположенный горизонтально и помещенный между горизонтальными линейками.

Боковик - левая графа таблицы, содержащая данные о строках таблицы.

Гоафа - рад данных в таблице, расположенный вертикально и помещённый между вертикальными линейками.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Если в курсовой работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Примеры построения и оформления таблицы приведены в приложении Д.

Иллюстрация - изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на страницах издания. К иллюстрации относятся диаграмма, схема, график, рисунок.

Иллюстрацию следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором она упоминаются. Её обозначают словом «Рисунок», указывают номер и приводят название, которое печатается после номера строчными буквами (первая буква прописная). Номер и название располагаются непосредственно под иллюстрацией. Название представляет собой её словесную характеристику иллюстрации. Если в работе только одна иллюстрация, ее не нумерую и слово «Рисунок» не пишут.

При написании курсовой учащийся обязан давать ссылки на все источники, которые приводятся в работе. Ссылки в тексте осуществляются порядковым номером по списку источников в квадратных скобках. Пример: [16]. Ссылки на иллюстрации осуществляются порядковым номером иллюстрации. Например: «На рисунке 1 или (рисунок 1)».

Цитата - часть текста, заимствованная из какого-либо источника без изменения и использованная в другом тексте.

Цитируемый текст заключается в кавычки и должен точно соответствовать источнику, с обязательной ссылкой на него и указанием страницы, на которой он находится. Например: [16, с. 32]. Наиболее распространённая форма цитаты - прямая. В начале предложения автор курсовой сообщает, кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что он сейчас собирается процитировать. Далее ставится двоеточие, ю

открываются кавычки и с прописной буквы приводится выбранная цитата, кавычки закрываются, ставится точка. Все знаки препинания внутри заимствованной цитаты воспроизводятся без изменений.

Допускается воспроизведение только части цитируемого текста, но при условии, что мысль автора цитаты не будет искажена опусканием слов или словосочетаний. Опускание слов или словосочетаний в цитате обозначается многоточием (...).

Библиографическое описание источников, включенных в список, необходимо располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Примеры оформления библиографического описания источников приведены в приложении Е.

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа сдаётся преподавателю на проверку в срок, установленный при регистрации темы. Проверенная работа, допускается преподавателем к защите или возвращается для устранения недостатков. На работу, допущенную к защите, пишется рецензия. Работа без рецензии к защите не допускается.

При проверке курсовой работы учитывают:

- соответствие изложенного материала теме, оглавлению, цели и задачам работы;

- соответствие выводов задачам работы;

- соответствие оформления требованиям настоящих методических указаний;

- аккуратность работы, по внешнему виду.

Защита курсовой работы проводится до начала зачетной сессии. В связи с частым отсутствием учащихся на сборах или соревнованиях форма защиты - индивидуальная (собеседование с преподавателем).

На защите преподаватель определяет уровень знаний учащегося по содержанию курсовой работы, а учащийся кратко, в форме доклада должен изложить основные моменты её содержания:

1) что побудило выбрать данную тему;

2) цель и задачи работы;

3) методы (метод), использованные для решения поставленных задач;

4) дать исчерпывающие ответы на вопросы, по содержанию основной части;

5) назвать выводы.

После защиты, преподаватель ставит оценку, записывая её на титульном листе курсовой работы, расписывается и указывает дату. При оценке курсовой работы учитывают:

1) структуру и содержание работы,

2) оформление,

3) итоги защиты (собеседования)

Результаты оценки определяются из 10-балльной шкалы 5-и уровневой оценки знаний.

Уровень 1. Работа оценивается «отлично» (9-10 баллов) если учащийся:

1) по смыслу точно отразил в названии глав содержание темы;

2) обосновал значимость выбранной темы, правильно сформулировал цель, задачи и методы исследования;

3) изложил материал логично и последовательно, в полном соответствии с оглавлением;

4) сделал соответствующие задачам выводы;

5) использовал большое количество новых источников информации;

6) написал работу грамотно, доступным и доходчивым языком;

7) оформил работу в соответствии с настоящими указаниями;

8) продемонстрировал на защите свободное владение содержанием представленной работы;

9) ясно и конкретно ответил на вопросы;

10) своевременно предоставил работу, аккуратную по внешнему виду.

Уровень 2. Работа оценивается «хорошо» (7-8 баллов) если учащийся не выполнил 1-2 требования уровня 1.

Уровень 3. Работа оценивается «удовлетворительно» (4-6 баллов) если учащийся:

1) свел работу к переписыванию источников информации, т.е. её содержание носит компилятивный характер;

2) не выполнил 3-4 требования уровня 1.

Уровень 4. Работа оценивается «неудовлетворительно» (1-3 балла) если учащийся:

1) использовал в работе прямой плагиат;

2) не выполнил 5 и более требований уровня 1.

Уровень 5. Работа к защите не допускается и не оценивается, если она:

1) находится в черновом варианте;

2) тема и содержание не соответствует заданию на курсовое проектирование, индивидуальному плану написания.

Курсовая работа после защиты, со всеми прилагающимися документами - «Задание на курсовое проектирование», «Индивидуальный план написания курсовой работы» и «Рецензия на курсовую работу», сдаётся преподавателем в учебную часть училища.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

 

Образец оформления задания на курсовое проектирование

 

Утверждаю 

Зам. директора по 

учебно-воспитательной работе 

 ____ Г. В. Ярошик

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 

на курсовое проектирование 

по предмету «Основы теории и методики спортивной тренировки»

 

 

 

 

 

 

 

учащегося (щейся) 2 курса, группа СПД - 4-2 

учреждения образования «Брестское государственное областное 

училище олимпийского резерва»

 

 

 

СИДОРОВА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА 

тема задания Обучение технике толкания ядра

 

   

 

Дата выдачи: 4 октября 2008 г 

 

Срок сдачи: 13 декабря 2008 г 

 

Руководитель Иванчук В.Д.

 

 

  

 

РАССМОТРЕНО 

на заседании цикловой комиссии 

Протокол N __

от «_» _ 200_ года

 

Приложение Б

Образец оформления индивидуального плана

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

 написания курсовой работы

 по предмету «Основы теории и методики спортивной тренировки»

учащегося 2 курса гр. СПД - 4-2 Сидорова Николая Николаевича

 

Тема курсовой работы

 

Обучение технике толкания ядра

 

Цель курсовой работы

Целью курсовой работы является расширение и углубление теоретических знаний по методике обучения технике толкания ядра

 

Задачи курсовой работы

1. Изучить основы современной техники толкания ядра.

2. Определить основные задачи в методике обучения техники.

3. Обобщить основные средства обучения.

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Беседа с тренером.

Этап работы

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Согласование темы, цели, задач и оглавления с руководителем

2. Предоставление введения

3. Предоставления 1 главы

4. Предоставление 2 главы

5. Предоставление заключения

6. Сдача курсовой работы

7. Защита курсовой работы

4 октября 2008

 

 18 октября 2008

1 ноября 2008

 15 ноября 2008

 29 ноября 2008

 

13 декабря 2008

27 декабря 2008

 

 

 

Учащийся: подпись                                                                                                                                                                                                                                                       Руководитель: подпись

 

 

Приложение В

Образец оформления титульного листа курсовой работы

 

Учреждение образования

«Брестское государственное областное училище олимпийского резерва»

 

 

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ТОЛКАНИЯ ЯДРА

 

Курсовая работа

по предмету «Основы теории и методики спортивной тренировки»

 

 

 

 

Сидорова Н.Н., учащегося 

2 курса, группы "СПД - 4-2" 

 

Руководитель: Иванчук В.Д.

 

 

 

 

 

Брест 2002

 

Приложение Г

 

Пример оформления оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

 

Глава     1 ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ ТОЛКАНИЯ ЯДРА.....4

1.1 Траектория движения ядра...........................................................4

1.2 Скорость движения ядра...............................................................6

1.3 Анализ техники..............................................................................7

 

Глава     2 ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ..................................................................11

2.1 Этапы обучения спортивной технике........................................11

2.2 Последовательность обучения спортивной технике................14

2.3 Методика обучения......................................................................16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................19

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................20