Как поддержать своего ребёнка?
Как поддержать своего ребёнка?
Дорогие родители, данная информация может оказаться полезной, если ваш ребёнок столкнулся с какой-либо трудностью в учебной,
спортивной, профессиональной или личной жизни. Никогда не забывайте насколько важно детям получать от ваше внимание и поддержку.
Представьте, что вы заметили грустные интонации в голосе, хмурое настроение, раздражительность или капризность
в поведении своего ребёнка - попытайтесь заботливо вызвать его на разговор…
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ:
Этап 1. Для начала необходимо дать человеку высказаться, не прерывая его, даже в том случае, если вам покажется, что выход
из сложившейся ситуации лежит на поверхности. Дело в том, что рассказывая о своей трудности, ваш собеседник начинает расслабляться,
успокаиваться, у него медленно появляется чувство защищённости.
Для того, чтобы быть активным, внимательным и сопереживающим слушателем вам могут пригодиться следующие приёмы:
- «эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой);
- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);
- эмоции («ого», «ах», «здорово», «смех», «скорбное лицо»);
- уточняющие вопросы.
Важно!
- разговаривать в спокойном месте (дабы никто не прервал нелёгкий диалог в самый неподходящий момент);
- уделять все внимание собеседнику (смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив);
Этап 2) Установить последовательность событий, которые привели к кризису (восстановить объективную картину).
Как правило, человек, который попал в стрессовую ситуацию, не способен взглянуть на неё со стороны.
Поэтому вам предстоит вместе попытаться понять: каковы причины возникшего эмоционального состояния.
На данном этапе вам пригодятся следующие вопросы:
- «Что именно в этой ситуации так тебя ранит?»;
- «А что по этому поводу думают твои друзья, одноклассники, учителя, тренеры?»;
- Кто виноват в происходящем: «Какие части проблемной ситуации вызваны тобой, а какие - другими людьми?».
Важно! Имеет смысл применить прием «преодоление исключительности ситуации». При этом важно не обесценить проблему
человека, представив ситуацию как банальную, но убедить его в том, что тяжелое эмоциональное состояние явление
временное («всё проходит и это пройдёт»).
Этап 3) После того, как мы выслушали говорящего, дали ему понять, что мы его слышим, понимаем и хотим помочь,
очень уместно вспомнить о сильных сторонах вашего собеседника. Пример: «Да, эта ситуация совсем не радостная,
но зная твою настойчивость, упорство и силу воли – ты со всем справишься! Можешь рассчитывать на мою поддержку!»
Затем вы можете продумать план действий, план который поможет вашему собеседнику справиться с данной трудностью.
Это вовсе не значит, что вы должны решить ситуацию за вашего друга, просто помогите ему сдвинуться с «мертвой точки».
Этап 4) На последнем этапе попытайтесь вдохновить собеседника на какие-либо действия! В конце концов:
«То, что не убивает нас – делает нас сильнее». Обязательно напомните своему ребёнку, что он не один и ваша поддержка
для него гарантирована.
Конкретные способы общения в затруднительных ситуациях:
Если вы слышите |
Обязательно скажите! |
Не говорите |
«Ненавижу чебу,класс .» |
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!» |
«Все кажется таким безнадежным .» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» |
"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".
|
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
|
«Я совершил ужасный поступок» |
«Давай сядем и поговорим об этом». |
«Что посеешь, то и пожнешь!»
|
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». |
«Если не получится - значит,ты недостаточно постарался!» |
«Вы не понимаете меня!" |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе самому.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!